next up previous
Next: Сетевые протоколы http, ftp. Up: Лабораторный практикум по информатике Previous: Работа с растровой графикой.

Работа с векторной графикой.

Запустите векторный редактор Open Office Draw. Кроме того, создать векторный рисунок можно из меню Open Office «Создать» «Рисунок». Окно примет вид, подобный изображенному на рис. [*].


\begin{pict}
% latex2html id marker 826\includegraphics[width=10cm]{pict/OODraw}
\caption{Окно программы Open Office Draw.}
\end{pict}

По умолчанию у вас открываются стандартная панель инструментов и панель «Рисование». Из меню «Вид» «Панели инструментов» можно выбрать дополнительные панели, например, «Стрелки» или «3D-Объекты».

Мы создадим с вами простой векторный рисунок с использованием двух- и трехмерных фигур.

  1. Чем векторная графика отличается от растровой?
  2. Рационально ли преобразовывать цифровые фотографии в векторный формат?
  3. Почему технические чертежи выполняют в векторном формате?

Для выравнивания объектов можно воспользоваться специальными параметрами: направляющими и сеткой. Доступ к ним возможен из контекстного меню листа, возникающем при нажатии правой клавиши мыши. Если вы захотите нарисовать диаграмму, элементы которой должны быть выровнены, следует создать нужное количество направляющих и активировать привязку к направляющим и к сетке. В этом случае, если вы придвинете фигуру близко к направляющей или узлу сетки, она автоматически встанет на свое место.

На панели меню внизу окна располагаются кнопки рисования: линий, прямоугольников и эллипсов, соединительных линий, наиболее часто использующихся фигур, а также различных эффектов. Создадим небольшую блок-схему, а также нарисуем несколько трехмерных фигур.

Для создания блок-схем используйте кнопку «Схемы» на панели рисования. Справа от кнопки расположен черный треугольник, если щелкнуть по нему левой клавишей мыши, откроется меню выбора элементов блок-схем. Нарисуем блок-схему решения квадратного уравнения.

Вначале нам необходимо ввести данные, выберите элемент «Данные» («Flowchart: Data»). Поместите ее в верхней части листа и выровняйте по центру (выравнивание доступно из контекстного меню фигуры или из панели рисования). Дважды щелкните левой клавишей мыши по фигуре и введите текст: a,b,c -- это параметры уравнения. Теперь нам необходимо построить блок вычисления дискриминанта. Расположите его ниже («Процесс» или «Flowchart: Process»). Если ваша фигура окажется залита цветной заливкой, на панели инструментов в верхней части окна выберите в выпадающем меню «Стиль/Заливка области» пункт «Невидимая». Все элементы выравнивайте по центру.

В построенную фигуру занесите формулу вычисления дискриминанта. Подумайте, как правильно ее записать.

Ниже постройте элемент «Выбор» («Flowchart:Decision»). В него занесем проверку условия неотрицательности дискриминанта (D<0). От него будут отходить стрелки к двум блокам: один будет сообщать об отсутствии действительных корней, второй -- вычислять корни и выводить их на экран. Создайте необходимые элементы и внесите в них нужные данные.

Для соединения всех блоков используйте элемент «Соединительная линия»: выберите соединительную стрелку, затем щелкните левой клавишей мыши в месте, откуда вы ее хотите начать, не отпуская левую клавишу, протяните курсор до конечной точки. Автоматически построится соединительная линия. Если вам не понравится, как она будет проходить, можно вручную задать ей необходимое размещение, потянув мышью за опорные точки, выделенные красным цветом.

В итоге у вас получится блок-схема, похожая на изображенную на рис. [*].
\begin{pict}
% latex2html id marker 834\includegraphics[width=8cm]{pict/OODScheme}
\caption{Блок-схема программы для решения квадратных уравнений.}
\end{pict}
Модифицируйте эту схему так, чтобы в случае равенства дискриминанта нулю на экран выводился только один корень.

Теперь вставим в наш документ еще один рисунок («Вставить» «Слайд»), на котором изобразим трехмерный векторный рисунок. Активируйте панели инструментов «3D-объекты» и «Настройки 3D» (из меню «Вид» «Панели инструментов»). При помощи этих панелей мы сможем рисовать простейшие трехмерные фигуры и настраивать их параметры.

Посройте рисунок, содержащий различные трехмерные объекты. Поэкспериментируйте с настройками параметров. Помните, что расположение источника освещения для получения красивого и правдоподобного изображения для всех элементов должно быть одинаковым. Используйте свою фантазию по максимуму.

В результате может получиться что-то вроде изображенного на рис. [*].
\begin{pict}
% latex2html id marker 840\includegraphics[width=12cm]{pict/OODPict}
\caption{Векторный рисунок в OO Draw.}
\end{pict}


Edward V. Emelianoff 2007-04-25
Hosted by uCoz